ГалереяАртклубКирилл МельникБлог ➝ Малоформатные произведения Кирилла Мельника (вступительная статья к каталогу 2016 г.)

Кирилл Мельник

(Минск)
Регистрация:
30/06/2013

Малоформатные произведения Кирилла Мельника (вступительная статья к каталогу 2016 г.)


В данном каталоге собраны живописные произведения небольшого формата белорусского художника и искусствоведа Кирилла Владимировича Мельника (род. 1982). Им создано большое количество работ (около 150) подобного плана, что и обусловило необходимость издания данного каталога.

Было бы не правильно говорить, что малоформатные произведения имеют в его творчестве вспомогательное или второстепенное значение. Очевидно желание художника создать в каждом из них полноценное законченное произведение. Как считает К. В. Мельник, не важно, каков формат картины, а важно, чтобы ее замысел был осуществлен полностью и доступен пониманию зрителя. Маленький формат произведения даже помогает художнику, который часто работает с натуры, быстро передать идеи, рожденные, так сказать на ходу. Рисунок, колорит и общий эффект в этих работах предстает, как правило, в концентрированном виде. Таким образом, его малоформатные картины зачастую вмещают в себя весьма емкое содержание и порой затрагивают большие темы, несмотря на свои узкие рамки. 

В 2000-2005 годах Мельник пишет пейзажи, явившиеся результатом его поездок в белорусские города Несвиж, Новогрудок, Мир, а также в родную деревню его отца Ляды Стародорожского района. Большие панорамные виды, архитектурные памятники, интерьеры старинных построек, тихие природные уголки получили в этих его произведениях своеобразную интерпретацию. Художник применял необычные композиционные подходы и изобразительные решения для пейзажной живописи, к примеру, в работах «Грозовая ночь» (2001), «Свидание» (2002), «Зимний привал» (2003), «Полдень» (2008) и др. Важной составляющей его картин является свет: световые эффекты нередко нарочито усилены, что не нарушает строй произведений. Колорит его работ разнообразен, однако для более ранних характерна, как правило, сдержанная цветовая гамма с доминирующими серыми и коричневыми оттенками. С 2005 года наблюдается усиление цветности в малоформатной картине.

В своих пейзажах художник практически отходит от этюдности. Несмотря на то, что большинство произведений, включенных в каталог, выполнены с натуры, они писались не с целью воспроизвести документальную фиксацию того, что предстало перед его глазами.Работая с натуры, он дополняет, изменяет непосредственный материал действительности, чтобы в итоге получить в формате небольшого произведения целостную композицию, которую, следует отметить, несложно представить и в большом формате. Пленэрный подход преобладал в работе лишь над отдельными картинами, например, «Осенний день» (2003), «Белорусское озеро» (2008), «Полдень» (2008), однако в целом он не являлся для него самоцелью.

Пейзажному творчеству Мельника, бесспорно, присуще поэтическое понимание природы и окружающей действительности. Субъективная специфика восприятия и вместе с тем способность тонко воспринимать жизнь природы прослеживается в таких произведениях, как «Мирский замок. Весна» (2002), «Поля в тумане» (2003), «Девушка, кормящая птиц» (2003), «Комсомольское озеро вечером» (2004), и др. Также выделяется группа пейзажей,  для которых характерна сюжетная составляющая – «Приятели» (2000), «Всадник» (2003), «Свидание» (2002), «Зимний привал» (2003), «У остатков старины» (2004) и др. Данные работы содержат в себе «подтекст», что выражено уже в названии картины.

Определенные романтизированные черты приобретает у художника сельский, городской и архитектурный пейзаж. Относительно последнего вполне уместны слова, высказанные искусствоведом А. Н. Денисевичем относительно творчества Наполеона Орды: «Художником владела романтическая по своему происхождению идея одухотворенности архитектурно-пейзажного окружения». 

В каталоге представлены эскизы к парным полномасштабным многофигурным композициям «Масленица. Конец XIX века» (2013-2014) и «Русская ярмарка. Конец XIX в.». Данные эскизы в силу тщательности своего исполнения имеют вполне самостоятельное значение. Вместе с тем они явились основой при создании крупных полотен. Не будет ошибкой сказать, что все основные композиционные, колористические, пространственные вопросы, были решены уже в эскизах. 

Отдельную группу произведений составляют ранние композиции художника, которые были доработаны им в последние годы: «Освобождение апостола Петра» (2001-2015), «Возвращение» (2001-2015), «Христос и Хананеянка» (2002-2014), «Из глубины веков» (2002-2015). Добавленные в них новые элементы композиции (фигуры, изображение ангелов, призраков, животных) обогатили смысловое и эмоциональное содержание.

Также в каталоге размещены акварели, которые были сделаны во время поездки на побережье Черного моря недалеко от Сочи в 2015 году: «Река в Кавказских горах около Лоо», «Кавказские горы около Лоо», «Река в горах». Данные листы демонстрируют свободу в передаче энергичным мазком природных видов Юга, а также владение достаточно сложной и нехарактерной для художника техникой.

Иван Семилетов, художник

 



Опубликовано: 22/02/2016 - 16:25

КОММЕНТАРИИ: 0  


Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам.